Форвардер
В лесозаготовительных работах зачастую используется такое транспортное средство как форвардер. В его технологические задачи входит сбор, сортировка, доставка от мест заготовки до склада или лесовозной дороги.
Конструктивно форвардер является самоходной двухмодульной машиной, которая состоит из грузовой тележки и погрузочного манипулятора.
На форвардере трелюют к лесовозной дороге лесоматериалы, заготовленные на делянке. Перевозка может производиться на сельскохозяйственном тракторе или специальном трелевочном, но подобное оборудование сейчас используется достаточно ограниченно, в основном на маленьких делянках или на заготовке для собственного пользования. По сравнению с форвардером у них меньшая мощность двигателя и устойчивость.
Фазы трелевки разделяются следующим образом:
Погрузка;
Порожний ход;
Перемещения из одной точки погрузки в другую;
Перемещение грузов;
Выгружение на складе.
На трелевку форвардером из общего времени значительная часть отводится на погрузку (до 45%) и выгрузку лесоматериала в придорожном складе (до 20%). На трелевке производительность труда определяется объемом лесоматериала вдоль волоков, средним расстоянием трелевки, способом рубки и размером грузовой платформы. Также на производительность оказывает влияние количество вывозимого сортимента.
Современный форвардер оснащается галогеновыми мощными фарами, которые позволяют работать в сумерках и в темноте, а также шести- и восьмиколесным шасси с гидростатической трансмиссией, которая позволяет машине рельефные препятствия преодолевать очень мягко. Рычаг управления погрузочным манипулятором в основном располагается на подлокотнике сидения. Отдельно кабина не поворачивается, но зато в форвардере имеется сиденье, поворачивающееся в необходимом направлении, что делает погрузку с полного круга вполне возможной.